Теория частей речи

Цена: 549 руб

Купить на Readywork.ru

Отрывок из Теория частей речи.

введение

весь словарный состав английского, как и всех индоевропейских языков, подразделяется на определенные лексико-грамматические классы, называемые частями речи. существование таких классов не вызывает сомнения ни у кого из лингвистов, хотя, как мы увидим, трактовка их неодинакова у различных ученых.

в большом энциклопедическом словаре дается такое определение термина части речи: части речи лексико-грамматические классы, на которые подразделяются все слова данного языка. части речи различаются по значению, по синтаксическому употреблению и по наличию или отсутствию тех или иных грамматических категорий. количество частей речи в разных языках различно.

принципы классификации словаря по частям речи и критерии их идентификации были выработаны в языкознании не сразу. данному событию предшествовал длительный по времени период накопления эмпирических сведений и обобщения уже известных фактов. самые первые перечни частей речи, приводившиеся в ранних трудах по философии и логике и являвшиеся первыми классификациями частей речи, едва ли основывались на каких- либо четких критериях. это была естественная классификация, отражавшая результат познавательной деятельности человека, его окружавшего материального мира.

неслучайно первыми ясновыделимыми для человека группировками слов стали: имена, обозначавшие материальную субстанцию, и глаголы, обозначавшие движение и изменение этой субстанции. многие другие разряды слов, приобретшие впоследствии статус частей речи, были выделены из сферы имени и глаголов, причем основания для их выделения были разными. ученые трактовали в качестве базовых в одних случаях семантические, в других морфологические, в третьих синтаксические признаки, свойственные тем или иным группам слов, но иногда перечисленные признаки они брали в их совокупности. этот факт свидетельствует о том, что исследователи не могли не заметить тесной связи семантики, морфологии и синтаксиса при классификации слов по частям речи и пытались как-то учесть данный момент в своих классификационных схемах. уже древнегреческие мыслители, представители александрийской школы, при распределении слов по классам принимали во внимание морфологические особенности, синтаксическую роль слов и их семантику. выдвижение на первый план морфологического и синтаксического критериев говорит о том, что ученые понимали устанавливаемые ими классы слов как сущности прежде всего грамматического порядка.

грамматическая система европейских языков складывалась на основе грамматического учения греков и римлян, поэтому классификации частей речи, созданные древнегреческими и римскими авторами, равно как и использовавшаяся ими терминология, были полностью заимствованы западно-европейскими лингвистами. копируя классификационные схемы древних ученых и подгоняя под них материалы своих языков ранние западно-европейские исследователи не всегда отчетливо заявляли о собственных позициях в отношении принципов классификации слов по частям речи и в соотношении различных критериев идентификации рассматриваемых языковых сущностей.

критикуя слепое копирование ранними грамматистами схем, разработанных на иноязычной почве, и нередкое их стремление подогнать под эти схемы материал конкретных языков, нельзя не подчеркнуть одновременно и того, что соответствующие классификации в целом достаточно полно и точно отражали факты языков европейкого типа. постепенно исследователи подошли к формулированию принципов, на основе которых должно проводиться распределение слов по частям речи.

далее мы рассмотрим эти принципы и ознакомимся с некоторыми особенностями классификаций частей речи в английском языке.

общие проблемы классификации частей речи

едва ли найдется в современной теоретической грамматике какая-либо другая область исследования, которая вызывает столь же бурные споры языковедов, как разделение слов по частям речи. принятые схемы разбиения обвиняются в нестройности, ненаучности, полном отсутствии логики и т.д. каждый лингвист имеет свою точку зрения на эту проблему. например, л.в.щерба писал: «подводя отдельные слова под ту или иную категорию, мы получаем своего рода классификацию слов, однако самое различие «частей речи» едва ли можно считать результатом «научной» классификации слов». а вот м.и. стеблин-каменский критикует классификацию частей речи, он пишет: «нам, лингвистам, едва ли целесообразно, уподобляясь страусам, прятаться от того факта, что наши познания в области природы слова, и в частности его грамматической природы, еще недостаточно глубоки для того, чтобы можно было построить грамматическую классификацию слов в научном смысле этого слова. распределяя слова по частям речи, т.е. утверждая, что среди слов есть так называемые существительные, прилагательные, глаголы и т.д., мы примерно, делаем тоже самое, как если бы, суммируя то, что мы знаем об окружающих нас людях, сказали, что среди них есть блондины, брюнеты, есть математики, есть профессора, а есть и умные люди».

рассмотрим основные принципы классификации частей речи. в современном языкознании грамматические классы слов (части речи) выделяются либо по нескольким, либо по одной группе признаков. эти два принципа - полидифференциальный и монодифференциальный.

полидифференциальный принцип, развивающий на новом этапе старую филологическую традицию, разработан главным образом в советском языкознании. с наибольшей полнотой и последовательностью он сформулирован в трудах л.в. щербы и в.в. виноградова, посвященных описанию русского языка, в трудах а.и.смирницкого и б.а.ильиша, посвященных описанию английского языка. в соотвествии с этим принципом части речи выделяются по совокупности трех фундаментальных

Содержание:

Список литературы:

Оценка