Конституционный суд

Цена: 1640 руб

Купить на Readywork.ru

Отрывок из Конституционный суд.

"введение

осуществление государством правозащитной деятельности является его важней-шей обязанностью, которая определяет правовую природу всех его остальных функций. такой вывод прямо следует из положения статьи 18 конституции российской федерации, устанавливающей, что непосредственно действующие права и свободы человека и граж-данина «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законода-тельной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосу-дием». данная конституционная норма во взаимосвязи с положением основного закона об обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы «пронизывает все содержание конституции» и лежит в основе формирования целостной системы институтов государственной власти. то есть, фактически «функция охраны правопорядка, прав и свобод граждан осуществляется всеми государственными орга-нами» .

в конечном итоге, именно необходимость надлежащего исполнения государством своих обязанностей по обеспечению реализации прав и свобод граждан, становиться главной предпосылкой для возникновения института конституционного контроля. «в прагматическом плане это проверка и оценка правовых актов и действий в целях устра-нения их несоответствия конституции, с точки зрения сущности это обеспечение вер-ховенства и прямого действия конституции, ограничение власти государства и защита прав и свобод личности» . конституционный контроль, являясь самостоятельной сферой властной деятельности государства, «в генеральном плане служит охране всех политических, экономических, социальных и моральных ценностей соответствующего общества» .

полномочиями по осуществлению конституционного контроля могут быть наделены практически все органы государственной власти. в частности, в россии такими органами вляются, например, президент, правительство, федеральное собрание. однако конституционный контроль, осуществляемый данными органами, является для них дополнительной, а не основной функцией и «в значительной степени испытывает влияние проводимой ими политики» . еще в начале хх века знаменитый австрийский юрист ганс кельзен указывал на невозможность поручения аннулирования нормативно-правовых актов тому же самому органу, который их принял . поэтому главным и определяющим структурным элементом механизма обеспечения верховенства и прямого действия конституции должен быть конституционный контроль, производимый независимым специализированным государственном органом в рамках судебной деятельности.

в настоящее время судебный конституционный контроль существует более чем в 200 странах мира, что подтверждает обязательность его наличия в любом государстве где права и свободы человека и гражданина закреплены в качестве основы конституци-онного строя. представляется возможным согласиться с мнением, что как раз именно создание в нашей стране комитета конституционного надзора ссср, а затем в 1991 году - и конституционного суда рсфср явилось «организационной формой признания непосредственно действующего характера конституционных норм о правах и свободах» .

согласно конституции российской федерации функции специализированного су-дебного органа конституционного контроля в россии исполняет конституционный суд российской федерации (при этом федеральный конституционный закон «о судебной системе» допускает формирование и конституционных судов в субъектах российской федерации).

федеральный конституционный закон «о конституционном суде российской фе-дерации» определяет его как судебный орган конституционного контроля, самостоятель-но и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судо-производства. главными целями деятельности конституционного суда закон провозгла-шает защиту основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражда-нина, обеспечение верховенства и прямого действия конституции российской федера-ции на всей территории российской федерации.

все это говорит о большой значимости конституционного суда рф, а, следова-тельно, и об актуальности данной тематики.

проблематику правовой природы конституционного суда рф рассматривали сле-дующие ученые: кряжков в.а., лазарев л.в., витрук н.в., авакьян с.а., боботов с.в., эбзеев б.с. и др.

цель работы исследование конституционного суда и его роли в правовом госу-дарстве. в соответствии с данной целевой установкой можно выделить следующие зада-чи:

1 анализ состава и юридической природы конституционного суда рф;

2 изучение порядка избрания, статуса, гарантий независимости судей конституци-онного суда рф;

3 характеристика компетенции конституционного суда и форм ее реализации;

4 рассмотрение видов и юридической силы решений конституционного суда;

5 изучение организационных форм конституционного судопроизводства.

глава 1. конституционный суд российской федерации, его состав и юридическая природа

конституционный суд рф - это орган судеб¬ной власти, предназначенный для правовой охра¬ны конституции россии. по своему значению конституционный суд рф относится к высшим органам судебной власти. но в отличие от верхов¬ного суда рф и высшего арбитражного суда рф конституционный суд рф не возглавляет систему конституционных судов. какими-либо полномо¬чиями по отношению к кон-ституционным (уго¬ловным) судам субъектов рф он не обладает.

конституционный суд рф осуществляет су¬дебную власть посредством конституци-онного судопроизводства.

полномочия, порядок образования и деятель¬ности конституционного суда рф оп-ределяется конституцией рф (ст. 125, 128) и федеральным конституционным законом рф «о конституци¬онном суде российской федерации».

задачами, стоящими перед конституцион¬ным судом рф, являются защита основ конститу¬ционного строя, основных прав и свобод человека, обеспечение верховенства и прямого действия конституции рф на всей территории российской федерации.

конституционный контроль в российской федерации самостоятельная сфера го-сударственно-властной деятельности. его осуществляют не только конституционный суд, но и иные государственные органы. так, согласно статье 78 (часть 4) конституции российской федерации президент и правительство российской федерации в со-ответствии с конституцией обеспечивают осуществление полномочий федеральной го-сударственной власти на всей территории российской федерации. согласно статье 80 (часть 2) президент российской федерации является гарантом конституции российской федерации, прав и свобод человека и гражданина. в установленном конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета россии, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

о защите конституции российской федерации как обязанности главы государства говорится в тексте присяги президента. важными полномочиями по осуществлению кон-ституционного контроля наделяют президента статьи 85 и 115 конституции российской федерации. несомненно участие в реализации функций конституционного контроля правительства российской федерации, осуществляющего исполнительную власть российской федерации, а также высших и иных федеральных судов, глав республик, органов законодательной и исполнительной власти субъектов российской федерации, их конституционных и уставных судов.

однако доминирующее положение в системе институтов конституционного кон-троля в российской федерации занимает судебный конституционный контроль. под ним понимается официальная деятельность специально уполномоченного конституцией и развивающими ее иными актами органа (органов), которая осуществляется посредством особой процедуры в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и сво-бод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия конституции на всей территории российской федерации, предупреждения существования в правовой системе неконституционных актов, толкования конституции и пр.

с институциональной точки зрения конституционный суд один из высших государственных органов, независимо и самостоятельно существующий и действующий наряду со всеми другими высшими органами государственной власти российской федерации. с позиций функциональной характеристики конституционный суд представляет собой судебный орган, осуществляющий свою деятельность в форме конституционного судопроизводства. этот аспект, если его соотести с практикой организации государственной власти, является преобладающим. именно поэтому решения конституционного суда, по смыслу конституции и закона о конституционном суде, не являются актами выражения политической воли; суд не рассматривает политические вопросы, его решения всегда должны быть решениями о праве.

важной особенностью юридической природы конституционного суда россий-ской федерации является то, что он должен не только применять конституцию и право, но и ""находить"" право. этот аспект правовой природы судебного конституционного контроля является предметом спора и в странах, обладающих давними и прочными традициями такого контроля."

Содержание:

Список литературы:

Оценка