Организация судебной власти в рф

Цена: 549 руб

Купить на Readywork.ru

Отрывок из Организация судебной власти в рф.

"глава 2. проблемы совершенствование судебной власти на современном этапе россий-ских реформ

2.1. место и роль судебной реформы в системе российского права

началом становления судебной власти в современной россии является концепция су-дебной реформы в российской федерации, одобренная верховным советом рсфср 24 октября 1991 г. главной задачей судебной реформы было признано утверждение судебной власти в го-сударственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей дея-тельности от властей законодательной исполнительной. президент рф б.н. ельцин в сопро-водительной записке к концепции отметил, что проведение судебной реформы является необ-ходимым условием обеспечения функционирования демократического правового государства .

идейно-правовой основой судебной реформы традиционно считается постановление верховного совета рсфср от 24.10.1991 n 1801-1 «о концепции судебной реформы в рсфср». концепция стала предпосылкой к осуществлению процесса, призванного «внести та-кие изменения в судебно-правовую систему страны, чтобы обеспечить свободный доступ к пра-восудию, предоставить достаточную возможность субъектам правоотношений защищать ле-гальным способом свои права и законные интересы» .

цель судебной реформы состоит в том, чтобы обеспечить каждому заинтересованному лицу реальную возможность в случае возникновения спора или предъявления обвинения по уголовному делу защитить свои права, свободы или охраняемые законом интересы в суде, т.е. реализовать свое право на судебную защиту, основанное на конституции рф и нормах между-народного права, которое включает в себя право на беспрепятственное, без каких-либо ограни-чений, обращение в суд, на справедливое рассмотрение его дела в разумный срок беспристра-стным, независимым и законным составом суда, а также на исполнение судебного решения, вступившего в законную силу .

в литературе определяются следующие задачи судебной реформы: обеспечение суве-ренного права россии осуществлять правосудие и уголовное преследование на своей террито-рии в соответствии с собственным материальным и процессуальным правом; утверждение су-дебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, незави-симой в своей деятельности от законодательной и исполнительной власти; защита и неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека, конституционных прав граждан в судопроизвод-стве; закрепление в нормах уголовного и гражданского процесса, в соответствующих законода-тельных актах демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, положений, отвечающих рекомендациям юридической науки; достижение уровня ма-териально-технического обеспечения судов, органов юстиции, прокуратуры, внутренних дел, следственных подразделений, а также материального, бытового и социального обеспечения ра-ботников правоохранительных органов, соответствующих возлагаемой на эти органы и их ра-ботников ответственности; обеспечение достоверности и повышение доступности информации о деятельности правоохранительных органов, судебно-правовой статистики .

для достижения этой общей цели необходим комплекс законодательных, правопримени-тельных, экономических, организационных, кадровых, научных, образовательных и других мер с более конкретными целями: 1) повышение статуса и роли суда в обществе и государстве, на-деление его полномочиями, необходимыми для выполнения задач, вытекающих из конститу-ции рф и норм международного права; 2) создание правовых и экономических гарантий неза-висимой и эффективной деятельности суда; 3) оптимальное устройство судебной системы, обеспечивающее максимальную приближенность судов первой инстанции к населению, нали-чие вышестоящих судов, необходимых для реализации права заинтересованных лиц на обжало-вание судебных постановлений, а также для обеспечения правильного и единообразного при-менения федерального законодательства на всей территории россии; 4) установление надлежа-щей процедуры рассмотрения дел, обеспечивающей доступность суда для всех заинтересован-ных лиц, возможность равноправного участия сторон в состязательном процессе, вынесение законных и обоснованных решений, их обжалование и в случае нарушения закона - отмену; 5) обеспечение исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений; 6) обеспече-ние каждому нуждающемуся в этом лицу получения квалифицированной юридической помо-щи, гарантированной ст. 48 конституции рф; 7) формирование судебного корпуса, способного по своему мировоззрению, образованию, нравственным, волевым и иным качествам выполнять свои конституционные обязанности; 8) обеспечение повышения уровня профессиональной под-готовки судей и сотрудников аппарата судов.

за последние годы сделано очень много для осуществления судебной реформы. прежде всего, создана законодательная база судебной власти в росси. приняты федеральные конститу-ционные законы «о судебной системе российской федерации», «о конституционном суде российской федерации», «об арбитражных судах в российской федерации», «о военных судах российской федерации», а также федеральные законы «о статусе судей в российской федера-ции», «о мировых судьях в российской федерации», «о судебном департаменте при верхов-ном суде российской федерации», «об адвокатской деятельности и адвокатуре в российской федерации» и др.

к числу несомненных достижений реформы нужно отнести создание судебного де-партамента при верховном суде рф, который принял на себя функции обеспечения деятельно-сти судов общей юрисдикции, а также реализацию мер по совершенствованию механизма фи-нансирования судебной системы. он принял на себя широкий круг обязанностей по материаль-но - техническому обеспечению, автоматизации делопроизводства и организации работы судов, обучению персонала, осуществлению внешних связей. впереди - создание единого информаци-онного центра судебной системы как одного из подразделений судебного департамента при верховном суде.

в настоящее время созданы необходимые правовые гарантии независимости суда как основного условия формирования в россии правовой государственности. по мнению председа-теля верховного суда рф в.м. лебедева, все это направлено на то, чтобы «обеспечить расши-рение сфер судебной защиты прав и свобод граждан, повышение доступа к правосудию» .

принято также новое процессуальное законодательство. в целях повышения доступно-сти и эффективности правосудия за годы судебной реформы увеличено (хотя и явно недоста-точно) количество судей. введен институт мировых судей. реорганизована служба судебных исполнителей .

задача сегодняшнего дня состоит в закреплении достижений судебной реформы 1991 года и продвижении ее дальше, особенно в вопросах расширения доступа граждан к правосу-дию, приближения судебной защиты к стандартам европейского суда, в поиске новых возмож-ностей совершенствования судопроизводства. к числу нерешенных задач, которые требуется реализовать в ходе судебной реформы, на мой взгляд, являются: - перегруженность судов, вле-кущая затягивание сроков рассмотрения дел, а также приводит к вынесению незаконных и не-обоснованных решений; - повышение нравственно-этических и культурно-правовых сторон правосудия, борьба с коррупцией в судейском корпсе; - проблемы исполняемости судебных решений; - формирование специализированных судов (административных, ювенальных, нало-говых, трудовых).

необходимо широкое внедрение примирительных процедур (восстановительной юсти-ции), внесудебных и досудебных способов урегулирования споров, в том числе вытекающих из административных правоотношений, что будет способствовать снижению нагрузки на судей и, как следствие, экономии бюджетных ресурсов и повышению качества осуществления правосу-дия.

в федеральной целевой программой «развитие судебной системы россии» на 2007-2011 годы» (далее программа) отмечается: современный этап социально-экономических преобразований диктует необходимость перехода судов на качественно новый уровень дея-тельности, ставит новые задачи. это обусловливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого подхода для привлечения дополнительных ресурсов в целях повышения эффективности деятельности судов. программа ставит в повестку дня решение следующих задач: обеспечение открытости и прозрачности правосудия; повы-шение доверия к правосудию, в том числе путем повышения эффективности и качества рассмотрения дел; создание необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности; обеспечение независимости судей; повышение уровня исполнения судебных решений.

в целом, федеральная целевая программа ""развитие судебной системы россии"" на 2007-2011 годы (далее - программа) призвана решить новые задачи, обусловленные стремлением россии соответствовать мировым стандартам в области судопроизводства, а также развитием информационных технологий."

Содержание:

Список литературы:

Оценка